Неисправности ЭБУ

Почему важна своевременная диагностика и ремонт ЭБУ?

Электронный блок управления автомобилем (ЭБУ) недаром считается «мозгом» автомобиля, который напрямую влияет на всю его работу в целом. На то, что электронный блок управления неисправен, могут оказывать многие факторы, но лишь качественная диагностика может определить именно то, что вышло из строя.

Электронный блок управления (ЭБУ) автомобиля — это своего рода мини-компьютер, выполняющий особые задачи в режиме реального времени, подразделяемые на три категории:


  1. Обрабатываются сигналы, которые поступают от датчиков;
  2. Рассчитываются воздействия по управлению автомобильными системами;
  3. Регулируется работа механизмов исполнительного типа

ECU (Electronic Control Unit) — это общий термин в автомобильной промышленности для любых систем встраиваемого типа под управлением электрических автомобильных систем. В автомобилях современного типа присутствуют многочисленные и разнообразные ЭБУ, относящиеся к двигателям, а также системы антипробуксовки и антиблокировки тормозов, автотрансмиссии, активной подвески, системы МПО, охранной установки, климатических систем, навигации радио и так далее. Иногда в новых автомобилях может иметься до 80 ЭБУ. Важным компонентом следует считать электронный блок управления двигателем  ECM.

Основные системы ЭБУ

  • Система блокировки
  • Контроллер электроники бортового типа
  • Дизельный блок управления
  • Электронное управление двигателем дизельного типа
  • Блок управления двигателем цифрового типа
  • Блок управления электронного типа
  • Модуль по управлению двигателем
  • Контроль устойчивости электронного типа
  • Модуль управления комбинированного типа, включающий в себя блок управления двигателем и коробкой передач
  • Модуль управления трансмиссией

Причины выхода ЭБУ из строя

В широких кругах специалистов давно составлен список наиболее распространенных причин, из-за которых ломается ЭБУ. К ним относятся:

  • Не погасание индикатора Check Engine после того, как произведён сброс ошибок
  • Клеммы «+» и «-» перепутаны после того, как подключена аккумуляторная батарея
  • Внезапный отказ двигателя без видимых причин
  • Попадание воды или тосола в ЭБУ (отечественного автомобиля «Калина»)
  • Механические воздействия окружающей среды и окисление
  • Искра отсутствует
  • Обмена между ЭБУ и оборудованием для диагностики не происходит
  • Система выходных цепей зажигания неисправна
  • Программа управления: ошибка в контрольной сумме
  • Перегрев системы
  • Температурные воздействия
  • Вмешательство непрофессионалов и самостоятельный ремонт
  • Прикуривание от машины, когда работает мотор
  • Если клеммы переустанавливается при подключенном аккумуляторе
  • Стартер включается, если силовая шина не подключена
  • Перенапряжение системы
  • Контакт с блоком зажигания и датчиками отсутствует

Компоненты ЭБУ для замены

Среди компонентов ЭБУ, подлежащих замене, можно выделить следующие:

  • Предохранители: главный, а также из цепи бензонасоса и зажигания
  • Реле: главного и реле бензонасоса
  • Проверка наличия массы («общей земли»)
  • Катушки или модуль зажигания
  • Неисправные свечи зажигания и их замена
  • Датчики: массового расхода воздуха, положения дроссельной заслонки и коленчатого вала

Диагностика ЭБУ

Для начала диагностики ЭБУ потребуется обращение в автосервис специализированного типа. Специалисты применяют определённые модули, кабели, произведут подключение блока управления с последующей диагностикой. Подключение модуля производится посредством компьютера с программой, распознающей коды ошибок, выдаваемых на экран в процессе диагностики ЭБУ. При необходимости специалистами применяются мультимеры.

Далее следует фиксация различных показателей в реальном времени с последующим определением положения дроссельной заслонки с коэффициентом топлива или температуры. При обнаружении специалисты производят ремонт блока управления двигателя, заменяя или восстанавливая заводские настройки и сбрасывая ошибки, которые появились.

Ремонт ЭБУ

Ремонт ЭБУ двигателя является достаточно трудоёмким процессом и показан в тех случаях, когда заменить блок управления невозможно или он окажется слишком дорогостоящим для автовладельцев. ЭБУ представляет собой массу сложных соединений, в силу чего некачественный самостоятельный ремонт приводит к проблемам в работе агрегата. Если автомобиль относится к разряду новых моделей и возникают проблемы с блоком управления, потребуется заменить данный элемент полностью.

При наличии гарантии на автомобиль потребуется обращение в дилерский центр, в котором ЭБУ заменят на новый. Однако следует помнить о том, что для определённых моделей автомобилей отремонтировать электронный блок управления двигателей не под силу даже профессионалам. Для начала следует произвести диагностику, посоветоваться со специалистами, а затем решать, как поступать с блоками управления, которые вышли из строя.

С учётом сложности устройства ЭБУ, ремонту в условиях привычной станции техобслуживания, система не подлежит. В этом случае обязательна замена на новый. Для того чтобы осуществить более качественную проверку работоспособности блока, необходимо особое тестирование. В ходе его применяется оборудование, имеющееся в наличии в специализированных сервисных центрах.

Перед тем, как заменить вышедшие механизмы из строя, потребуется выяснить и устранить причины «смерти». В каждом ЭБУ присутствует микросхема «PROM» с сохранением всех настроек системы данного автомобиля. Зачастую с заменой ЭБУ происходит обыкновенная переустановка агрегата со старого на новый. В более новых транспортных моделях замена микросхем производится с участием флэш-памяти, либо EEROM, которые относятся к разряду запоминающих устройств с возможностью перезаписи. Потребуется подключить устройство проводки машины с применением определенных разъёмов.

Основная сложность заключается в том, что ЭБУ расположен крайне неудобно, и к нему трудно подобраться. До проводки следует отсоединить клемму аккумулятора. Выполнение процедуры перепрограммирования под названием «чип-тюнинг» выполняют специалисты в авторизованных сервисных центрах. Под данной процедурой подразумевается настраивание рабочих режимов электронных контроллеров посредством коррекции управляющих программ внутреннего типа (firmware).

В любом случае до обращения важно знать основные данные о своём автомобиле. На основании ситуации, либо технического паспорта на транспортное средство, следует определить марку, модель, год выпуска, наименование, то есть, буквы перед номером двигателя и его объём, тип трансмиссии и коробки передач (автоматическая, механическая). Далее нужно переписать с этикетки название производителя и номера каталогов. Полученную информацию необходимо сообщить сотрудникам сервиса, устраняющим данную проблему.

Достаточно всего одной неисправной детали в электронном блоке по управлению автомобилем, чтобы блок управления отказал в целом. Восстановление ЭБУ произойдёт благодаря применению в ремонте исключительно импортных оригинальных электронных компонентов, включая измерительные приборы профессионального типа, то есть, осциллограф и анализатор логического типа оборудования для диагностики программатора.

Однако отремонтировать все современные ЭБУ не получится, поскольку ремонтопригодность некоторых из них достаточно сомнительна. В определённых электронных блоках управления, производимых по технологии модулей из многочисленных кристаллов, в которых применяются микросхемы без корпуса на керамической основе, осуществить ремонт полностью не представляется возможным. Данные ЭБУ относятся к разряду гибридных, и в них отремонтированы могут быть лишь контактные узлы, то есть, перемычки сварного типа. Спустя 7–10 лет они теряют свой контакт.

Не следует думать, что ремонт подобных ЭБУ — дело безнадёжное. В данном случае оптимальным выходом является вышеуказанная процедура чип-тюнинга.


Выберите подкатегорию